С чего начинать воспитание культуры? Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
1. Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
2. Регулярно участвовать в труде, в сервировке столов к завтраку, обеду.
3. Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
4. У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
5. Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
6. Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».
Методы, которые используют родители для привития детям навыков культурного поведения и хороших манер:
1. Чтение книг с ярким примером хороших манер
2. Общение с авторитетными для ребёнка людьми
3. Постоянство и настойчивость в обучении
4. Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье
5. Влияние общества
6. Круг общения.
Все эти методы, несомненно, имеют положительные результаты.
Признаки культурного поведения детей 4-5 лет
· Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
· Аккуратно складывает одежду.
· Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.
· Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто,
· Благодарит за оказанную помощь.
· Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
· Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
· Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
· При встрече приветливо здоровается,
· Прощаясь, всегда говорит «до свидания».
· Может играть дружно с другими детьми, уступает свои игрушки.
· Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д.
· Не говорит нецензурных слов.
· Не обижает птиц, животных.
· Но всегда помните, что у ребёнка может быть и своё мнение, свой взгляд на отдельные вещи, и на весь мир в целом. Уважайте это!
Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью. Что касается различных жестов, это вообще очень серьёзная тема. Например, в Болгарии, кивок головой означает, что человек не согласен с чем-то, то есть он говорит «Нет», а покачивание головой подтверждает согласие.
Правила поведения в детском саду.
С вами полностью согласна, то, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. К сожалению, культурное поведение не всегда встречается даже у взрослых, поэтому важно с раннего возраста формировать взаимоотношения со сверстниками, вежливое внимательное отношение к взрослым и понимать важность культуры поведения и жизни в целом.
ОтветитьУдалить