среда, 1 апреля 2020 г.

Проводите пальчиковую гимнастику дома!

 


Все люди разные: у кого-то очень хорошая память и он любит учить стихи, кто-то прекрасно рисует. Но не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кто-то просто любит смотреть на дождь и бегущие по небу облака. А когда мы говорим о воспитании и обучении ребенка, не стоит забывать о его психических, физиологических и речевых возможностях. И ребенок, как и взрослый что-то любит делать, а что-то нет. 

Раскрытие природы маленького человека требует совместных усилий педагогов, медиков, а главное, самых близких ему людей – родителей. 

Поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают как о развлекательном моменте в воспитании. 

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движения рук построено в занимательно – игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли «Сорока, сорока кашку варила, деток кормила…»? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками. 

Пальчиковые игры должны выполняться ребенком  без затруднения и приносить ему только радость. 

           Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова,         Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребѐнка распознавать пальцы - прогностический признак будущих признаков с чтением и письмом. Да, это именно так. 

           Предлагаемый кандидатом педагогических наук М.А. Поваляевой тест на распознавание пальцев можно провести со своим ребѐнком дома. Он поможет оценить функционирование тѐмно-затылочных отделов коры головного мозга. 

          Сядьте за стол напротив ребѐнка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. Какой результат? 

В норме: трехлетние дети определяют большой палец; пятилетние – большой и мизинец; шестилетние - большой и мизинец, указательный. 

Для развития ручной моторики очень полезны такие упражнения: 

перебирание пальцами, крутить бруски и карандаш; 

застегивать и расстегивать пуговицы разного размера; 

плести косички из жестких ниток; 

рисовать и штриховать карандашами. 

Пальчиковые игры вырабатывают у детей уверенность в себе, адекватную самооценку и нормализуют отношения со взрослыми. А также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики ребят. 

Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации  мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению. 

«Кот Мурлыка» 

Вот кот Мурлыка бродит. 

(Мягкими кистями дети выполняют движение 

«кошечка») 

Мышка, мышка берегись, Смотри коту не попадись. 

(Грозят указательным пальцем одной руки, затем другой) 

Ам!(Одновременно двумя руками резко сжимают кулачки). 

Эта игра доставит детям удовольствие. Еще один немаловажный момент. Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите музыку, которая нравится ребенку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц – это снимет психическое напряжение, успокоит. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В.М. Бехтеревым. Он писал: «Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном». Слушая музыку, сделайте ребенку массаж рук. Это очень приятная для него процедура. 

Если дома каждый день родители будут заниматься по 7 – 10 минут массажем рук ребенка, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно. 

Стимуляция речевых зон коры головного мозга положительно скажется на исправлении несложных речевых искажений. Будет совершенствоваться память. 

 

КОШКА 

Есть  у нашей кошки лапки, а на лапках цапцарапки(показывают согнутые пальчики) 

Цап-царапки коготки, очень острые они. 

Кошка целый день хлопочет, коготочки кошка точит( по коленкам ) 

Наточила, спать легла и во сне произнесла «мяуууу».Кладут руки под голову, поднимают голову и произносят «Мяу». 

 

ДОМ 

Молоточком я стучу,(стучим кулачком по кулачку) 

Дом построить я хочу.(руки складываем над головой, изображая «крышу») 

Строю я высокий дом!(поднимаем ручки вверх) 

Буду жить я в доме том!(снова складываем руки над головой, изображая «крышу») 

 

АПЕЛЬСИН 

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок) 

Много нас, а он один!(Крутим кулачком вправо-влево) 

Эта долька для ежа,(Другой рукой разгибаем пальчики, 

сложенные в кулачок, начиная с большого) 

Эта долька для чижа,(Разгибаем указательный пальчик) 

Эта долька для утят,(Разгибаем средний пальчик) 

 Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик) 

Эта долька для бобра,(Разгибаем мизинчик) 

Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) 

Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть) 

В домик прячемся - сюда!(Складываем руки домиком) Стал он тонкий и худой! (Смыкаем вместе пальчики) 

 

ПАУЧОК 

Паучок ходил по ветке,  Руки скрещены; пальцы каждой руки 

"бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. 

А за ним ходили детки.Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). 

Дождик с неба вдруг полил, Хлопок ладонями постолу/коленям.   Ладони боковыми сторонами 

Паучков на землю смыл.прижаты друг к другу, пальцы 

растопырены, качаем руками (солнышко светит) 

Солнце стало пригревать, 

Паучок ползѐт опять, 

А за ним ползут все детки,Действия аналогичны первоначальным 

"Паучки" ползают на голове. 

 Чтобы погулять на ветке. 

 

ЗАМОК 

На двери висит замок. (пальцы рук заплетаем в «замок», крепко прижимаем друг к другу) Кто его открыть не смог?Мы замочком 

постучали,(движение сомкнутыми в замок руками впередназад, можно постучать по столу) 

Мы замочек повертели,(движения сомкнутыми руками в разные стороны, можно делать круговые движения) Мы замочек покрутили... (тянем руки в разные стороны) И открыли!(«разрываем» пальцы, руки расставляем в стороны) 

 

ПЧЁЛКИ. 

 (Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ѐлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо 

(улей). "Улей" прижат к "ѐлке".) 

Домик маленький на ѐлке, 

Дом для пчѐл, а где же пчѐлки? 

(Заглядываем в "улей".) Надо в дом постучать, 

(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.) Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ѐлке, 

Где же, Где же эти пчѐлки? 

(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.) Стали вдруг вылетать: 

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчѐлки летают.) 

Раз, два, три, четыре, пять! 

 

«СКАЗКИ» 

 Будем пальчики считать, Будем сказки называть: 

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. 

Эта сказка - «Теремок». Эта сказка - «Колобок». 

Эта сказка - «Репка»: 

Про внучку, бабку, дедку. 

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. 

«Волк и семеро козлят» - 

Этим сказкам каждый рад! 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий