Что нужно, чтобы ребѐнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.
Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребѐнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещѐ больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребѐнка.
Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребѐнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребѐнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.
Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребѐнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребѐнка. Для трѐхлетнего малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребѐнка, стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребѐнка выделять количественные отношения между предметами.
Организуя игры с ребѐнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он чтолибо не умеет, даже если это с лѐгкостью делают его сверстники.
Важно не только научит ребѐнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своѐ решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жѐсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребѐнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребѐнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребѐнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперѐд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всѐ лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Занимаясь с ребѐнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещѐ очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребѐнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:
Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним.
Правило второе: во время игры ребѐнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребѐнок довѐл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребѐнка снова оживѐт.
Каждая игра - это общение ребѐнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребѐнка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещѐ лучше играть всей семьѐй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребѐнку, станет и вашей радостью, а проведѐнные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий