Четыре стиля воспитания
Отвергающий родитель
• считает чувства ребенка неважными и несущественными
• не интересуется или игнорирует чувства ребенка
• хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли
• для прекращения эмоции часто использует отвлечение
• может высмеять или не придать значения эмоции ребенка
• считает детские чувства иррациональными, поэтому с ними не считается
• проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему сказать
• мало знает о своих и чужих эмоциях
• чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раздражение, боль, когда ребенок выражает сильные эмоции
• боится выпустить эмоции из под контроля
• больше интересуется, как справиться с эмоцией, чем смыслом самой эмоции
• считает отрицательные эмоции вредными
• считает, что концентрация на отрицательных эмоциях еще больше усугубляет ситуацию
• не знает, что делать с эмоциями ребенка
• видит в эмоциях ребенка требование все исправить
• считает, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой приспособленности ребенка
• считает, что негативные эмоции ребенка плохо влияют на его родителей
• минимизирует чувства ребенка, преуменьшая события, которые вызвали эмоцию
• не решает с ребенком проблемы; считает, что со временем они сами разрешатся
Влияние стиля на детей: дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные и безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмоции.
Неодобряющий родитель
Поведение родителей этого типа во многом сходно с отвергающим, но они относятся к эмоциям еще более негативно. Неодобряющий родитель:
• судит и критикует эмоциональные выражения ребенка
• совершенно уверен в необходимости введения границ для своих детей
• подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения
• делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка за выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет
• считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени
• считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться
• считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере
• считает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть
• считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети должны быть эмоционально холодными
• считает отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени
• считает, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться
• озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших
Влияние этого стиля на детей: такое же, как при отвергающем стиле.
Невмешивающийся родитель
• свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка
• предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства
• мало рассказывает, как нужно себя вести
• не помогает ребенку справиться с эмоциями
• все разрешает; не устанавливает ограничений
• не помогает детям решать проблемы
• не учит детей способам решения проблем
• считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить
• считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики; высвободите эмоции – и работа сделана
Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.
Эмоциональный воспитатель
• расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения
• легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают
• осознает и ценит собственные эмоции
• считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия
• чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются
• не теряется и не тревожится из за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать
• уважает эмоции ребенка
• не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка
• не говорит, как ребенок должен себя чувствовать
• не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы
• использует эмоциональные моменты, чтобы:
– выслушать ребенка
– посочувствовать и успокоить его словами и лаской
– помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает
– предложить варианты урегулирования эмоций
– установить границы и научить приемлемому выражению эмоций
– выработать навыки решения проблем
Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.
Чтобы установить эмпатию в отношениях со своими детьми и повысить их эмоциональный интеллект, существует пять ступеней эмоционального воспитания:
1) понять эмоцию ребенка;
2) отнестись к эмоции как к возможности для сближения и обучения;
3) сочувственно выслушать ребенка и подтвердить обоснованность его чувств;
4) помочь ребенку правильно назвать свои эмоции;
5) обозначить пределы переживаний, одновременно помогая решить проблему.
Надежда Ивановна, спасибо за тест!очень интересный, позволяет взглянуть на себя со стороны
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо, Надежда Ивановна. Благодаря этой статье я увидела свои ошибки, эта тема как раз актуальна для нас. Буду придерживаться рекомендаций.
ОтветитьУдалитьОчень рада, что информация оказаласть полезна для вас!
ОтветитьУдалить